Vremja v muzyke i muzykal'nyj ritm Определенный порядок присущ не только соотношению звуков мелодии по высоте, но и по времени. Чрезвычайно редко встречаются мелодии, состоящие из звуков равной длительности. Обычно некоторые музыкальные звуки длятся дольше других, причем чередование звуков большей или меньшей длительности происходит не хаотично, наш слух различает и в этом чередовании определенные, ясные соотношения; звуки мелодии легко соизмеримы по времени. Соотношение звуков по их длительности мы называем музыкальным ритмом. Вернувшись к хорошо знакомой нам мелодии "Гимна демократической молодежи", мы услышим, что звуки наибольшей длительности приходятся на конец каждой фразы и как бы подчеркивают поэтические рифмы:

В разных землях и странах,

На морях-океанах…

Таким образом, музыкальный ритм помогает ясно и выразительно произнести текст.

Еще более важное значение имеет ритм в танцевальной музыке и вообще во всякой музыке, связанной с движением.

Ритм присущ не только движению под музыку, но и вообще всякому движению человека: ритмично наше дыхание, биение сердца, ходьба, бег. Двигаться неритмично, с хаотическими ускорениями и замедлениями человеку труднее, вот почему он старается сделать ритмичными, размеренными и свои трудовые движения.

И действительно, в самых своих истоках музыкальный ритм связан с движением, так как музыка первобытных людей была неотделима от подвижной игры-пляски-песни. Поэтому ритм развивался быстрее, чем другие элементы музыкальной речи. В песнях-плясках первобытного человека, звуковой состав которых ограничен двумя-тремя звуками, ритм подчас многообразен и сложен.

Необыкновенно богат и разнообразен ритм народов некоторых внеевропейских стран (арабский Восток, Индия, черная Африка). Когда эта музыка проникла в Европу, музыканты, ошеломленные ее ритмическим своеобразием, не могли не "взять на вооружение" некоторые выразительные ритмические приемы.

Различные виды танцевальной музыки отличаются друг от друга именно ритмом, это и позволяет нам легко и не задумываясь различать марш, вальс, польку, русскую пляску даже в тех случаях, когда мы.и не слышали ранее именно этот вальс или марш.

На примере танцевальной музыки легко уяснить себе сущность и еще одного музыкального понятия, а именно метра. Как бы ни был разнообразен ритм, в какие причудливые сочетания ни складывались ы звуки большей и меньшей длительности, мы всегда ощущаем, что одни из них звучат "тяжелее", а другие "легче". При этом "тяжелые" звуки появляются через равномерные промежутки времени.

Мы очень ясно ощущаем эту равномерность, когда двигаемся под музыку. "Раз-два, раз-два", — четко отбивают шаг физкультурники в марше. "Раз-два-три", — шелестят легкие шаги танцоров, кружащихся в вальсе. Это чередование сильных и слабых (или "тяжелых" и "легких") долей времени в музыке и называется метром. В марше метр двухдольный, состоящий из чередования одной сильной и одной слабой доли (раз-два), в вальсе — трехдольный: сильная и две слабые доли (раз-два-три).

Что же это за доли времени?

Время в музыке измеряется не минутами, не секундами — длительность музыкальной доли времени (быстрота счета, как часто говорят) устанавливается самим музыкантом. Можно одну и ту же мелодию сыграть несколько быстрее или несколько медленнее — метр музыки от этого не изменится, хотя длительность доли времени, если проверить ее по секундомеру, будет больше или меньше.

Не думайте только, что музыкальное время не имеет совсем уж ничего общего с обычным. Сочиняя музыку, композитор имеет в виду определенную скорость движения (темп), и, если исполнитель произведения очень сильно будет отступать от намерений композитора, смысл музыки исказится. Представьте себе веселую польку, которую сыграют вам со скоростью похоронного марша! Для того чтобы точнее передать намерение композитора, в начале музыкального произведения обычно указывают характер его движения: быстро, медленно, умеренно и т.д.

Музыкальное понятие метра — размера близко к значению того же слова в поэзии. Метр — греческое слово, означающее меру. В данном случае — мера музыкального времени, мера соотношения его сильных и слабых долей. Вместо слова метр иногда употребляют русский термин размер. Вы, вероятно, знаете, что ударения в стихотворной речи располагаются в определенном порядке, в определенных сочетаниях, и это тоже называется метром. Вот метр, состоящий из чередования неударного и ударного слогов (так называемый ямб):

Пора, пора, рога трубят…

А вот — обратное соотношение: сначала ударный слог, а потом неударный (хорей):

Вянет, вянет лето красно…

Есть и трехдольные метры, например:

Тучки небесные, вечные странники…

Все это очень близко к тому, что мы говорили о метре в музыке. Но в музыке дело обстоит сложнее, так как один и тот же метр может иметь десятки вариантов ритма: каждую — и тяжелую и легкую — долю времени можно раздробить между любым количеством звуков разной длительности.

Вальс и мазурка, например, имеют одинаковый метр (трехдольный) но разный ритм. В вальсе он более плавный, на сильную долю времени обычно приходится звук наибольшей длительности:

Глинка. «Вальс-фантазия»

4

В мазурке сильная доля времени обычно раздроблена между двумя звуками, поэтому некоторая часть тяжести как бы снимается с первой и переносится на следующую, вторую долю времени. Это и придает ритму мазурки большую остроту по сравнению с вальсом:

5

Все соотношения музыкальных звуков, о которых говорилось выше, — по высоте, по ладовому значению, по длительности — неразрывно связаны между собою. Лишь в виде исключения можно назвать музыкальные произведения, не содержащие ничего, кроме ритма. Так, например, узбекские танцовщицы исполняют свои танцы под звуки бубна, на котором музыкант выбивает очень затейливую и разнообразную дробь. На бубне нельзя извлечь звук определенной высоты, следовательно, здесь музыка ограничена только ритмом, о за этими редкими исключениями, даже в самых простых музыкальных произведениях, например в песнях, исполняемых одним голосом, высота звука, лад и ритм неотделимы друг от друга.